|
|
Планы строительства Магнитогорска на берегах Банного озера
Специальная КПК (PDA) версия Недавно в очередной раз пришлось услышать красивую «сказку» про то, как при первоначальном строительстве Магнитогорска в тридцатых годах прошлого века сам город должен был бы быть построен на берегах озера Банное, при этом основное производство должно было располагаться на том же самом месте, где оно находится и сейчас. Пришлось усомниться, а сказка ли это, может быть подобный проект существовал на самом деле? Для начала надо посмотреть на обстановку и экономическую ситуацию на момент проектирования и строительства Магнитогорска. И так, город Магнитогорск появился на карте Советского союза в 1929 году, начавшись с планировки и строительства промышленной площадки. Тогда же и появились первые проекты города? Вовсе нет! Первый проект города, весьма далекий от того, что было воплощено в жизнь, датируется еще 1918 годом. В стране еще бушевала гражданская война, а сибирское общество инженеров рисовало основную концепцию Урало – Кузнецкого промышленного района. В 1923 году проект был сделан более конкретным и металлургический завод нашел свое место у горы Атач. Производительность завода должна была составить 800 тыс. тонн чугуна в год. Учитывая, что проект Магнитогорье постоянно корректировали, к моменту начала строительства завод должен был обладать в 2,8 раза большей производительностью, чем планировалось первоначально. Период изысканий и подготовки к строительству широко освещен в специализированных изданиях 20 – 30 х годов, а так же описан в более поздней литературе. А что же город? Странно, но про город не говорится ни слова! Из публикаций может сложиться мнение, что город вообще не нужен. Но внимание, точнее полное отсутствие внимания к планировке будущего города, может навести на мысль, что города быть не должно. Вернее, город должен был находиться где то в другом месте. Если это действительно так, то все встает на свои места. Но в жизни все оказалось намного тривиальнее: производство было главным, все остальное вторичным. Город должен был строиться на любых пригодных для этого площадках. Первоначально строители должны были жить в палатках, а какой у города из полотняных палаток может быть генеральный план? Никакого! Палатки должны были сменить бараки, а потом и капитальные дома. Да и первый капитальный дом Магнитогорска был построен не где нибудь, а на склоне горы Кара Дыр, то есть в непосредственной близости от Магнитогорской промышленной площадки. Так что, никаких планов по размещению самого Магнитогорска на удалении в четыре десятка километров от производства на тот момент даже не рассматривалось. Может быть, еще в начале тридцатых, планы были скорректированы и какой бы то ни было проект действительно предусматривал строительство Магнитогорска на берегах озера Банное? Возможно, одним из поводов к утверждению, что Магнитогорск будет строиться на озере Банное, послужило одно из постановлений градостроительного комитета, датированное серединой тридцатых годов. Из текста постановления следует, что при строительстве жилых кварталов Магнитогорска, городу необходимо придать более жизнерадостный вид. Тогда же начал воплощаться в жизнь проект строительства особого района Березки, который именовался не иначе, чем город – сад. Собственно, словосочетание Город – сад стало встречаться в постановлениях градостроительного комитета все чаще. Возможно, что без привязки к местности, словосочетание Город – сад можно было принять за город вне промзоны, например на озере Банном. В действительности все оказалось более приземленным: дома первого квартала Магнитогорска имели крайне примитивную конструкцию и удручающий внешний вид. И под городом – садом понималось, прежде всего, вытеснение простых урбанистических форм более эффектными, а так же развитие зеленых насаждений, парков и скверов. Так что понятия Город – сад и город на озере Банном – разные вещи. В 1936 году в строительстве города Магнитогорска действительно произошли значительные изменения – строительство города было перенесено на правый берег. До этого времени строители и металлурги Магнитогорска видели правый берег только за гладью заводского пруда. И вполне естественно, что правый берег казался им расположенным хрен знает где. И перенос строительства города Магнитогорска на правый берег не мог не породить слухи, тем более, что многие из жителей города были малограмотными. А слухи люди любят, что тогда, что сейчас. Тем более, что правый берег в то время был доступен только посредством паромной переправы. Действительно, в тридцатые годы добраться от первого квартала Магнитогорска до новостроек правого берега было намного дольше, чем сейчас от Магнитогорска до озера Банное. Предположим, строительство города Магнитогорска на берегах озера Банное действительно планировалось, вот только достоверные следы этого проекта утеряны. Слабым местом этого проекта является транспортная составляющая. В тридцатые годы Магнитогорск планировался как городское поселение на 140 тысяч жителей, из которых чуть меньше половины должны были трудиться на металлургическом комбинате. Каждый день 40 – 50 тысяч человек должны были бы отправляться на работу и обратно. Конечно, не все сразу, но тем не менее, громадный людской поток. С подобным могла бы справиться только железная дорога. Но в те времена не было электричек, способных разом принять до 1000 человек. Пригородный поезд, какие скорее всего курсировали бы между комбинатом и городом, мог бы вместить не более полутысячи человек. А стоимость перевозок громадной массы людей? Паровозы и деревянные вагоны точно бы не справились. Да, железнодорожная ветка должна была бы быть двухпутной, а подобной роскошью в то время не могли похвастаться даже столицы. Да что там столицы, вспомните Магнитогорские трамваи в час пик. В них было не протолкнуться. Или те же автобусы, которые из за переполненности, не могли открыть двери на остановках. Так что транспортная составляющая делала проект строительства города Магнитогорска на озере Банном полностью нереальным. И еще одно важное обстоятельство, позволяющее смотреть на все проекты города на озере Банном, как на полную утопию: подавляющее большинство магнитогорских архитекторов тридцатых годов не то что не были на озере Банном, но и даже не подозревали о его существовании! Среди множества озер Южного Урала, озеро Банное выделяется своей красотой, но чем же не угодили другие озера, в отличие то Банного не имеющие болотистых берегов? Ответ на поверхности: красивая история про строительство города на берегах озера Банное, не более чем очередной слух, подобный тем слухам, какими окружено прошлое и настоящее города Магнитогорска. И появился этот слух вовсе не в тридцатых годах прошлого века, а намного позже. Тогда, в тридцатые, вокруг озера Банное было несколько маленьких деревень, терявшихся ночью в глухих лесах и прятавшихся за заборами от воющих волков. Слух мог появиться только в конце шестидесятых – начале семидесятых, когда берега озера Банное стали осваиваться домами отдыха Магнитогорских предприятий. История загородных баз отдыха Магнитогорцев, которые и послужили основой для слухов, началась в 1963 году. Именно тогда на станции Абзаково у железной дороги комбинатом был выкуплен двухэтажный жилой дом для Магнитогорских лыжников. Годом позже началось освоение берегов озера Банное. Сначала на озере были построены примитивные деревянные дома, на месте которых были построены капитальные здания домов отдыха. Стоит напомнить, что до начала шестидесятых ни о каком освоении окрестностей озера Банного не было и речи. Так что все планы строительства города Магнитогорска на озере Банном, датируемые тридцатыми годами не более чем слухи. |