|
|
Курьезные проекты Магнитогорска 30-х годов прошлого века
Специальная КПК (PDA) версия Магнитогорск, как город, появился на карте в 1930 году. Не так уж и много, особенно по сравнению с городами средней полосы России. По историческим меркам – Магнитогорск совсем молодой город. С 1930 года Магнитогорск должен был расти и развиваться, однако первые комплексные проекты развития города и адекватные генпланы появились только в 1934, а то и позднее, в середине 1935 года. Именно с 1935 года Магнитогорск начал активно развиваться, захватывая у степи все новые и новые пространства. Выжженная солнцем степь стала постепенно превращаться в город начиная с 1935 года. На месте обширных пустырей, где до этого гулял только ветер стоились новые кварталы и цветущие скверы. Но все это было потом, а поначалу, в 1930 году все проекты будущего города были, мягко сказать… курьезными. Тогда, в начале тридцатых, появлялись проекты Магнитогорска, один курьезнее другого. Ладно бы, если проекты были бы просто курьезными. Многие из них были весьма… неадекватными. Тем не менее эти неадекватные, и хорошо, что не осуществленные проекты были. Причем были в изобилии. Почему так произошло, что в новой Советской России была полностью забыта веками формировавшаяся Русская архитектурная школа? Ответ лежит на поверхности: в то время страну еще не отпускала революционная эйфория. Дореволюционный «старый мир» должен был быть разрушен до основания, а затем (зачем?) на его месте должен быть построен новый мир первой в истории страны победившего социализма. И новая волна подняла на верх из «самых низов» совершенно новых людей. Многие из них как раз и отличались той самой неадекватностью во взглядах. Архитектурное сообщество нового государства – Советской России не было исключением. Пожалуй, первым и самым неадекватным был проект «социалистического расселения» под названием «Магнитогорье» от архитекторов Владимирова, Охотовича и Соколова. Эта «кампания» навязывала абстрактную, нереальную и дезурбанистическую схему. Город должен был представлять из себя не просто поселение, а своеобразный город – дорогу. Город Магнитогорск мыслился авторами в виде узкой полосы, тянущейся на десятки (!) километров от металлургического завода. Район проживания рабочих нового города должен был постепенно превращаться в сельскохозяйственный. Никакой выгоды, по сравнению с существующими до этого, подобная компоновка не давала. Скорее как раз таки наоборот. Но зато какой размах и новизна! А тогда это ценилось. Вложенная в курьезный проект «Магнитогорье» идея была подхвачена бригадой архитекторов во главе с Леонидовым. Этот проект уже детализировал идеи предшественников. Так протяженность города – дороги была ограничена 25 километрами. Почему не 30 и не 40, не объясняется – очевидно, что так торкнуло! Но тут появляется и конкретика. Так будущий город состоял не из одной полосы, а из трех параллельных. В центре располагаются общественные здания, отгороженные двумя шоссе от двух боковых полос, где размещались жилые дома. Очевидно, что общественные здания, по замыслу архитекторов, должны быть увешаны красными флагами и кумачовыми транспарантами. Все в духе того времени, революционный размах, как говорится, в действии. Правда, подробные детали проекта, в частности этажность жилых домов и общественных зданий не уточняется. Шоссе должны были служить основными транспортными магистралями, по которым рабочие должны были добираться до работы и обратно домой. Архитекторы нового времени даже не предусмотрели расширения магистралей по мере приближения к промзоне. А это было бы неизбежным, при осуществлении пассажирских перевозок автобусами. В случае пуска трамвайной линии, так же понадобились бы дополнительные развязки и кольцевые остановки. Но подобным «мелочам» в их разгоряченном мозгу не было места. Как и самой основной «мелочи», отправившей проект «Магнитогорье» на свалку истории. Тем временем в Магнитогорске началось строительство. В камне воплощался «первый квартал» нового города Советской России. Закладка фундамента первого капитального дома Магнитогорска была произведена летом 1930 года на западном склоне горы Кара – Дыр (более известной, как «Карадырка»). Да, первый квартал, с небольшими изменениями, сохранился до сих пор. Но тогда, в начале 30 – х, архитекторы города Магнитогорска продолжали отстаивать целостную градостроительную концепцию от столичных визитеров. Но тут для будущего города появилась новая угроза – иностранные «специалисты», которые в самом начале 30 – х годов пользовались непререкаемым авторитетом. На строительных площадках нового Магнитогорска трудились Американцы, Голландцы и даже Китайцы. Но особенно отличился немецкий архитектор по фамилии Май. Этот «архитектор» вошел в историю Магнитогорска, как человек, предложивший чередовать жилые кварталы и промышленные объекты. По мнению архитектора Мая, в Магнитогорске должны был чередоваться производственные площадки и жилая застройка. Да, здесь нет ошибки: согласно архитектору Маю, рабочие должны были жить в квартале при цехе. Немецкие архитекторы почти убедили тогдашнее руководство города в экономической целесообразности проекта. Такая затратная часть, как городской транспорт, в случае его реализации, была бы попросту не нужна. С точки зрения скорейшего завершения строительства, этот проект был оптимальным. Но с точки зрения экологии жилых кварталов – проект был невероятен, циничен и откровенно глуп. Причем глуп – в первую очередь! Ведь этот проект не предусматривал возможности развития. В случае реализации странных задумок немецких архитекторов, и город не смог бы развиваться, но и завод тоже не смог бы развиваться. Подобная ситуация не устраивала правящую элиту, ведь новая Советская Россия и ее промышленность, должны были постоянно развиваться. Дошло до того, что проект Мая был признан вредительством. И, в принципе, совершено правильно и заслуженно. Примерно в 1935 здравый смысл восторжествовал окончательно, и новый город Магнитогорск стал развиваться как любой другой нормальный город. Вслед за «первым» кварталом началось строительство «второго», уже вполне традиционного и нормального. Иностранные специалисты, поняв, что дело принимает неприятный для них оборот, быстренько засобирались домой. Те, кто не успел удрать, а так же их Московские шестерки отправились валить лес, чем действительно помогли развитию Советской России. Начиная с 1935 года с курьезными экспериментами было покончено, но не на совсем. Нелепые идеи появлялись еще и еще, но это уже другая история. |