Паровоз на привокзальной площади Магнитогорска / КПК PDA версия












На главную страницу




Магнитогорская история: каталог всех статей


Паровоз на привокзальной площади Магнитогорска


Специальная КПК (PDA) версия


Вокзал Магнитогорска. На северной оконечности привокзальной площади Магнитогорска установлен памятник «первому паровозу». На невысоком постаменте стоит паровоз «серии Э», модели 684 с заводским номером 58. Полное название Эу684-58. Правда, сейчас названия на этом паровозе не найти — во время недавней «реставрации» все опознавательные знаки были закрашены толстым слоем черной краски (другой очевидно не было), и получилось нечто без опознавательных знаков.

На левом боку паровоза табличка «30 июня 1929 года этим паровозом в числе первых был приведен поезд на ст. Магнитогорск».

Так что «первый» - название скорее условное и символическое, чем исторически достоверное. Тем не менее 30 июня, день прибытия первого поезда на станцию Магнитогорск, в дальнейшем стал отмечаться как «День города». И именно 30 июня 1979 года, в день 50 летнего юбилея Магнитогорска, паровоз занял место на привокзальной площади. Автором композиции стал местный архитектор В.С. Пономарев.

Интересный факт: паровозы «серии Э» вошли в книгу рекордов Гиннеса, как самые массово выпускавшиеся, всего было произведено свыше 12 тысяч этих паровозов. Первый паровоз этого типа был построен в 1912 году, а завершился выпуск только в 1957. Паровая машина развивала мощность свыше 1000 лошадиных сил, а скорость на прямой доходила до 60 километров в час.

Во многих источниках Магнитогорский паровоз серии «Эу» называется как «Зу». Так вот, это безграмотная ошибка, котораяя кочует из издания в издание. Паровозов серии «Зу» не существовало. Правильно читается «Э» или в данном случае «Эу», и эти паровозы имели прозвища Эховский или Эшак.

Так же в описании Магнитогорского паровоза есть еще одна ошибка, только уже не случайная, а преднамеренная. Говорится, что паровоз был построен на Коломенском заводе в 1929 году. Это не соответствует действительности. Номер 58 говорит о том, что паровоз построен в 1917 году, прямо перед революцией и вовсе не Коломенским заводом, а в Луганске, на Украине. Именно Луганскому заводу и 1917 году постройки соответствуют серийные номера с 51 по 67.

Как бы там ни было, именно паровозы серии Э, такие как на магнитогорском вокзале, долгие годы были основными локомотивами на железных дорогах СССР. Они прошли Сталинские пятилетки, войну и проработали до 80-х годов прошлого века.

Магнитогорский паровоз видимо трудился «до последнего», а не стоял в каком нибудь резервном отстойнике. Об этом говорит то, что тендер оборудован современной автосцепкой. А подобные «навороты» появились уже после окончания выпуска серии Э, в начале 60-х годов. Но в передней части сохранилась архаичная стяжка, здесь в сцепке не было необходимости.

И еще одна любопытная деталь: 30 июня 1929 года первый поезд прибыл вовсе не на то место, где сейчас находится железнодорожный вокзал Магнитогорска. В то время на правом берегу никаких железнодорожных путей и станций еще не было. Первая станция и первый вокзал Магнитогорска были на левом берегу и до настоящего времени не сохранились. Но факт остается фактом - День города празднуется в Магнитогорске именно 30 июня, в день прибытия первого поезда.