Магнитогорский трамвай история трамвайного движения / КПК PDA версия












На главную страницу




Магнитогорская история: каталог всех статей


Магнитогорский трамвай - история трамвайного движения


Специальная КПК (PDA) версия


Магнитогорск. Трамвайное движение в Магнитогорске началось в январе 1935 года. С тех пор и по настоящее время большая часть пассажирских перевозок в Магнитогорске осуществляется именно трамваями. Даже сейчас, во времена вездесущих маршруток, Магнитогорский трамвай и не собирается сдавать позиции.

Появление трамвая в Магнитогорске и его превращение в главенствующий вид городского транспорта обусловлено, прежде всего, особенностями расположения самого города.

И так: до того, как первый трамвай пробежал от поселка Щитовой до Заводоуправления, в Магнитогорске не было общественного транспорта. Телеги и сани не в счет.

Автобусного движения в Магнитогорске не могло быть в принципе, так как отсутствовали необходимые для этого дороги. Да и негде было строить дороги, когда больше половины жителей города жили во временных бараках, другие в щитовых домах, а первый и второй кварталы капитальных домов еще только строились.

Первые одиннадцать километров трамвайных путей стали только началом развития Магнитогорского трамвая. Время, когда сеть трамвайных путей Магнитогорска станет одной из самых протяженных в стране, было уже не за горами.

Почему трамвайные пути не начали прокладывать сразу, как только началось строительство завода и города? Все дело в том, что до середины тридцатых годов генерального плана развития Магнитогорска не существовало. Вернее сказать, существовало множество взаимоисключающих планов. Причем многие из них начинали фрагментарно строиться. В условиях полнейшей путаницы реализация такого затратного и долговременного проекта, как строительство трамвайных путей, была просто невозможна. Тем не менее, в 1933 году уже начали вырисовываться некие контуры.

И в 1933 году началось строительство первой трамвайной линии Магнитогорска. В планах было опоясать комбинат линией, ответвления которой тянулись бы к рабочим поселкам.

Но после открытия движения в январе 1935 года, в развитии города произошли изменения: во первых, был утвержден генеральный план развития Магнитогорска на десятилетия вперед, а во вторых строительство жилых кварталов перекинулось на правый берег. На правом берегу росли и многоэтажные дома (правда пока не выше 4 этажей), и строился поселок Крылова с домами индивидуальной застройки. Вскоре левый и правый берега соединил капитальный мост, ныне называемый Центральный. Первоначально по мосту было только автомобильное и гужевое движение.

В 1949 году по мосту, ныне именуемому Центральный, началось трамвайное движение. Правда, прямо за мостом, на первых метрах правого берега, трамвайная ветка делала разворот – конечная остановка.

Трамвайные пути обрывались на первых метрах правобережного Магнитогорска. Так продолжалось до 1951 года, когда по только что отстроенной улице Комсомольской, протянулась ветка до поселка Крылова. Следующий правобережный трамвайный маршрут прошел по еще строящейся улице Жданова (ныне Ленинградская). В начале 1960 годов трамваи пошли по Южному переходу (мосту). В начале 70 – х трамвай ходил уже до Завенягина. Рост протяженности трамвайных путей почти не отставал от роста города.

Трамвайный парк Магнитогорска с самого начала трамвайного движения и по конец 80 – х годов прошлого века отличался невероятным разнообразием. Только в Магнитогорске одновременно находились в эксплуатации вагоны 40 – х и 70 –х годов.

Разнообразие объяснялось очень просто: наряду с новыми вагонами, начиная с 40 – х годов прошлого века, в Магнитогорск везли вагоны «с пробегом» в основном с Ленинградских трамвайных линий. Не одну сотню трамвайных вагонов Магнитогорск «донашивал» за северной столицей.