История куррортного района на озере Банное / КПК PDA версия












На главную страницу




Магнитогорская история: каталог всех статей


История куррортного района на озере Банное


Специальная КПК (PDA) версия


Озеро Банное. Сейчас это весьма популярное курортное место. Еще в советские времена Банное озеро прославилось всесоюзным курортом Якты – Куль, так же на его живописных берегах построены санаторий Юбилейный, дом отдыха Березки, многочисленные ведомственные дома отдыха поменьше, пионерские лагеря. Но слова Банное и Курорт далеко не всегда были синонимами: берега озера Банное начали застраиваться корпусами и здравницами только в конце пятидесятых годов прошлого века. До этого берега Банного озера были… промышленным районом.

Все началось с того, что при установлении советской власти на склонах многочисленных окрестных горных вершин началась промышленная заготовка леса. Делянки лесозаготовителей массово строились и в непосредственной близости от поселка Кусимово, и на достаточно приличном удалении, даже за хребтом Крыктытау, то есть за перевалом. В память о тех временах до сих пор сохранилась дорога через Крыкту или «за перевал». Эту дорогу, в виде узкой полосы тянущейся высоко в горы, видно со старой Банновской дороги. Правда если подойти поближе то предстает удручающая картина: дорога за перевал не ремонтировалась десятки лет, и каждый год ее все сильнее и сильнее размывает весенний паводок. Сейчас эта дорога доступна только для тракторов и внедорожников. А ведь еще в 90 – е там проезжали и на легковушках: за грибами или просто отдохнуть среди красивой природы.

Дорога за перевал была построена с началом периода лесозаготовок. В тридцатые годы прошлого века на этой дороге появились трактора и тягачи, которые заменили гужевые повозки. Техника, в отличие от лошадей, позволяла не разделывать стволы деревьев, а отправлять круглую древесину крупными партиями. Основные перевозки с дальних делянок шли по той самой дороге через перевал. Лесовозы тянули длинные прицепы по крутой извилистой дороге, где часто с одной стороны дороги возвышалась скала, а с другой открывалась бездонная пропасть. Дорога была не оборудованной: никаких отбойников и прочих благ цивилизации там не было и в помине. Да и грунтовое покрытие часто размывали дожди и ливни, которые в этих местах не редкость. Бывало, что машина вписывалась в поворот, но для тяжелого прицепа места уже не хватало. Прицеп с бревнами заваливался и утягивал за собой в пропасть машину. После ряда трагических случаев водители лесовозов стали ездить в любую погоду с открытыми дверями, чтобы иметь шанс выпрыгнуть из сползающего в обрыв грузовика.

До сих пор на Банном озере есть поселок с необычным названием Геологоразведка. Своим названием поселок обязан изыскательской партии, которая проводила в тридцатых годах прошлого века горные работы в районе озера Банного на предмет наличия полезных ископаемых. Результат не заставил себя долго ждать: в шурфах была обнаружена марганцевая руда! Но радость геологов была не долгой, месторождение оказалось достаточно бедным, чтобы вести промышленные разработки. На территории советского союза, особенно в западных областях, были куда более богатые и легко извлекаемые залежи марганцевых руд. Тогда добыча была признана нерентабельной.

Но тут началась война. К концу лета 1941 года почти все советские месторождения марганцевых руд оказались в зоне немецкой оккупации. Марганцевые руды окрестностей озера Банное стали востребованными, несмотря на затратность и трудоемкость добычи. Возле поселка Кусимово под землей потянулись шахты. Руда добывалась почти полностью в ручную до самого конца войны. На грузовиках, а чаще на мобилизованных для этой цели гужевых подводах марганцевая руда с берегов озера Банное отправлялась в Магнитогорск, где перегружалась в вагоны и отправлялась на военные заводы. Сейчас на поверхности почти ничего не напоминает о некогда масштабных горных работах. Тем не менее, в многокилометровых штольнях, прорытых в годы войны, до сих пор лежат рельсы и брошенные рудничные тележки. Там же ржавеют массивные транспортеры и конструкции горных лифтов. В девяностых одна из городских кампаний при участии иностранного капитала пыталась организовать подъем всех этих тысяч тонн брошенного металлолома на поверхность, однако ничего из этого не вышло.

Все дело в том, что после войны все шахты были законсервированы. Бетонные пробки на всех входах в подземный мир исключали попадание воздуха и влаги во внутрь разветвленной сети тоннелей. Теперь, так ничего существенного и не достав, охотники за легкой наживой выпустили джина на свободу – подземные своды постепенно разрушаются. Пока на поверхности есть только единичные места просадок и обрушений грунта, но это только начало долгого и необратимого процесса: когда нибудь обрушения могут принять системный, а то и лавинообразный характер. И эти подземные процессы, своеобразный привет из прошлого, возможно приведут к обрушению непредсказуемого количества зданий.

Почему последствия непредсказуемы? Ответ на поверхности: точной карты горных выработок несуществует. В годы войны схема добычи, горизонты, штольни, все это было строжайшим секретом, а после спешной консервации все документы безвозвратно утеряны. И местные старожилы не особые подсказчики, ведь разработки планировались и велись пришлыми специалистами, которые по окончании работ разъехались по объектам необъятной страны. Местные жители трудились только на подсобных работах. Да, они и сейчас могут рассказать про огромную сеть разветвленных тоннелей, но где именно идут подземные лабиринты они не знают. Что сейчас происходит в подземных пустотах, не скажет никто. Но вернемся во времена, когда на Банном еще добывали марганец и валили лес.

Во время войны объем лесозаготовок в окрестностях озера Банное был значительно увеличен. Огромные бревна служили сырьем, из которого вытачивались приклады для стрелкового оружия. В те времена нынешней железной дороги в этих местах небыло, а приклады для стрелкового оружия точились на заводах в Подмосковье. И лесовозы – длинномеры, груженые тяжелыми бревнами, прямо с перевала отправлялись в путь протяженностью полторы тысячи километров.

После окончания войны добыча марганцевой руды прекратилась, но лесозаготовки продолжились. Тяжело груженые лесовозы ползли вниз по склонам хребта Крыктытау.

Как жили люди в послевоенное время? Бедно жили. Выживали за счет огородов, засаженных картошкой. В лесах собирали грибы, которые потом засаливали в огромных деревянных бочках. Еще пищу давало озеро Банное – тогда оно не было таким загаженным как сейчас и рыбы в толще воды было великое множество. В те времена рыбалка была совсем не отдыхом, а самым настоящим промыслом. В свободное время рыбачили почти все от мала до велика. Настоящей роскошью была лодка, ведь с нее можно было наловить намного больше, чем с берега. Но настоящих лодок были единицы, в основном флотилия местных жителей была самодельной, а лодки строили и смолили прямо во дворах. Кроме деревянных самодельных лодок были и железные, этакий металлический короб с носом. В ход шло все, что «плохо лежало». То есть по принципу – в хозяйстве сгодится.

В 1959 году в поселке Геологоразведка появилась станция железной дороги. До Банного озера было построено ответвление с железнодорожной линии Магнитогорск – Белорецк. Однако добраться из Кусимово до Магнитогорска проще не стало. Ради малочисленного поселка никто не собирался пускать пассажирский поезд. На Банном и станционного перрона как такового не было – станция Геологоразведка была исключительно грузовой.

Почему станция и существующий до сих пор поселок получили название Геологоразведка? Да, последние геологи и рудокопы свернулись к тому времени с этих мест, но не будем забывать, какие тогда были времена: на всем, что только можно засекретить стоял гриф «секретно» и название Геологоразведка очевидно от туда же. Видимо такое название должно было сбить с толку вероятного противника.

На станции Геологоразведка построили эстакаду, на которую заезжали лесовозы и сгружали бревна. А дальше, когда подходил поезд с вагонами – лесовозами, бревна с эстакады вручную скатывали прямо в вагоны. Эта эстакада в неизменном виде просуществовала примерно до 70-го года, когда лесозаготовки в окрестностях Банного озера были свернуты. Тогда же разобрали и железнодорожную ветку к Геологоразведке.

Бывшую насыпь железной дороги расширили и дорога стала автомобильной. Десять лет назад дорогу реконструировали и заасфальтировали. Сейчас это «новая Банновская дорога», которую на подъезде к озеру украшают знаки «40» и многочисленные искусственные неровности.

Первый дом отдыха на озере Банное был построен в пятидесятых годах прошлого века и состоял из нескольких спальных корпусов и столовой. Добраться из Магнитогорска до этого «Дома отдыха» можно было на грузовике с лавками вдоль бортов, реже на условно комфортабельном автобусе. Телефонной связи с Магнитогорском не было. Сейчас, во времена маршруток и мобильников, это кажется дикостью, но тогда все это было вполне нормальным. За то среди ночи никого не могли вызвать на работу, и в этом был определенный плюс.

На Банном был построен и пионерский (сейчас детский оздоровительный) лагерь Горное ущелье. Датой рождения лагеря Горное ущелье является 1955 год. Этот пионерский лагерь, первое время состоящий из простых деревянных дач, был построен в исполнении правительственного поручения от января 1946 «Об улучшении условий проживания в городе Магнитогорске, жители которого показали образцы самоотверженного труда в годы войны». Там же предусматривалось и строительство детских загородных лагерей.

Вот только пионерский лагерь Горное ущелье был построен с огромным запозданием, почти в десяток лет! Но, тем не менее, постановление правительства было исполнено в другом месте – в 1947 году был построен пионерский лагерь Горный воздух. В то время Горный воздух был в стороне от дорог, железной дороги до Абзаково еще не было и в помине. Лагерь появился на полпути между нынешним Банчиком и Абзаково, можно сказать в глухом углу!

И только спустя десятилетие на Банчике появилось Горное ущелье. Причем от планов строительства пионерского лагеря на берегу озера отказались, детвору лишили возможности купаться в чистейшем горном озере и «загнали» лагерь в самое настоящее ущелье, но почему так произошло? Если посмотреть внимательнее, то в этом нет ничего странного: берега Банного озера еще были опутаны сетью стратегически важных шахт, там же в промышленных масштабах заготавливался лес. Так что берег озера Банное был недоступен.

Сейчас мало кто знает, что летом 1946 года прямо на берегу озера Банное планировалось строительство пионерского лагеря под названием «Горное озеро», вот так! Об этом есть прямое упоминание в книге 1949 года «Архитектура городов СССР | Магнитогорск». Но вместо «Горного озера» на Банном, в 1947 году был построен «Горный воздух», затерянный в горах. Согласитесь, само название неосуществленного проекта «Горное озеро» вполне созвучно с «Горным воздухом» и появившемся впоследствии «Горным ущельем».

Под пионерлагерь «Горное озеро» первоначально планировалось отвести совсем другое место: лагерь должен был быть построен на месте нынешнего яхтклуба и пустыря, который сейчас или некоторое время назад был ограничен стыдливой табличкой «Археологические раскопки». Никаких раскопок там не было и нет, просто земля в этом месте в прямом смысле может уйти из под ног. И 9 из 10 провалов грунта на Банном пока происходят именно здесь. Но это пока: штольни марганцевых рудников тянутся и под дорогущими особняками. Когда и где произойдет очередная просадка грунта – неизвестно. Если произойдет лавинообразное разрушение шахтных сводов, то недавний пожар на Банном покажется владельцам особняков легкой забавой. Вполне возможно, что дорогущие дома скоро провалятся. А может и нет, но никто об этом и не задумывается.

Намного более выгодно расположен комбинатовский дом отдыха, ныне называемый Юбилейный. Его строительство началось в середине пятидесятых годов. Так как дом отдыха комбинатовский, то деревянные одноэтажные корпуса строились по принципу «каждому цеху по своему корпусу». Уже к середине 60 – х годов дач стало больше десятка, уже строились двухэтажные дачи. Но дом отдыха растягивался не вдоль берега, что было вполне логичным, а наоборот, расстраивался все дальше и дальше от берега. Но ведь ничего не мешало занимать пустующий тогда берег озера Банное, как бы сейчас сказали «первую линию». Но этого делать не стали по причине того, что прибрежная полоса не изрытая при добыче марганца закончилась. Дальше строить на берегу было уже опасно.

Другой участок береговой тверди, не перерытый при проходке многочисленных шахт и штолен, был отдан под всесоюзный санаторий Якты - куль. Сам Якты – куль получил название от старинного Башкирского названия самого озера Банное. Несколько столетий назад Банное было Якты – кулем. Современное название озеро получило благодаря красивой легенде: давным – давно повстанческая армия Емельяна Пугачева, потрепанная столкновениями с царскими войсками, остановилась и разбила лагерь на берегу живописного озера. Бойцы отрядов Пугачева искупались в озере, затем искупали коней, и вдруг армия преобразилась – солдаты набрались сил. Казалось, что кристально чистые воды озера передали бойцам Пугачевской армии какую то древнюю и мистическую энергию. Вскоре именно с берегов этого озера Пугачевские отряды пошли в победоносный поход. А озеро получило название – Банное.

После прекращения лесозаготовок Банное озеро постепенно стало превращаться в то, чем является сейчас – популярным Магнитогорским курортом. По непроверенной информации, существующей на уровне слухов, первый курорт на Банном появился якобы еще в 1933 году и начался с «охотничьего домика» для руководства Магнитогорского металлургического комбината (сейчас ОАО ММК), построенного по инициативе наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Согласно молве, Орджоникидзе ночью (!) застал на работе начальника доменного цеха (бред какой то, неужели начальник не был оповещен о визите наркома – уже смешно, ведь начальник цеха должен был входить в свиту наркома) и было решено построить для руководителей тот самый охотничий домик. Типа, начальство должно отдыхать. А работяги? Об этом нарком Орджоникидзе видимо не подумал… Но уже известно, что информация про 1933 год – самый настоящий пиар одного из ныне действующих домов отдыха. Известно, что в то время на Банном озере валили лес и разведывали марганцевые месторождения. Так что именно вторая половина пятидесятых годов прошлого века и есть то самое время, когда Банное озеро стало превращаться в курорт.

В 1967 году, когда в Советском союзе отмечалось 50 – летие октябрьской революции, санаторию магнитогорского металлургического комбината присвоили имя Юбилейный. Правда к «юбилейной» дате несколько запоздали с пуском весьма важного объекта – котельной, обеспечивающей санаторию Юбилейный круглогодичную работу. Котельная была пущена только в 1969-м. До этого на зиму санаторий закрывался, а дорожки между корпусами метели заносили снегом.

Далее Юбилейный развивался ударными темпами: в год Московской олимпиады (1980) был запущен корпус «Парус 1», а в 1983 и «Парус 2». Далее была проведена коренная реконструкция и облагораживание прилегающей территории. Сейчас весьма трудно догадаться, что в свое время прямо по нынешней территории Юбилейного проходила автомобильная дорога. Сейчас это место представляет из себя весьма несуразный пустырь, начинающийся от катка и заканчивающийся у кинотеатра с фонтаном. Вот такой привет из прошлого. Почему это место до сих пор не застраивается – загадка. Впрочем, вполне возможно, что там находятся те самые шахты. Официального ответа на этот вопрос до сих пор нет.

Новое развитие регион озера Банное получил в начале нынешнего века. На склоне вершины высотой 980 метров началось строительство крупного горнолыжного центра. Прокладка трасс началась… с масштабных взрывных работ. Только так можно было свернуть огромные скальные массивы. Особенно серьезно «досталось» вершине. Площадка, на которой сейчас стоит верхняя станция гондольного подъемника и ресторан, была буквально выбита взрывниками. Над «модернизацией» рельефа трудились специалисты предприятия «Специальные взрывные работы». Часто взрывникам приходилось таскать огромное количество взрывчатки на себе – трактора и Уралы могли проехать далеко не везде.

Далее наступил черед монтажа самого подъемника. На трассе, протяженностью 1650 метров, предстояло установить многочисленные опоры. Эту задачу выполняли вертолетчики. Огромный Ми-26 доставлял собранную на земле опору и опускал в место монтажа с ювелирной точностью. Работу вертолетчикам осложнял гористый рельеф, где ветер – штука непредсказуемая. А для установки верхних опор тяжелой машине приходилось зависать в нескольких метрах от скал.

Сейчас в горнолыжном центре на Банном действует единственный на Урале горнолыжный подъемник гондольного типа. Оборудование подъемника изготовлено Австрийской кампанией Доппель Майер, система управления полностью цифровая. Максимальное число кабинок – 64 штуки, скорость до 5,5 метров в секунду. Летом гондольный подъемник так же работает, только половина кабинок снимается и хранится в специальном ангаре на нижней станции. Так же летом и сбрасывается скорость – путь на вершину занимает 15 минут.